Рекомендации учителям как вести себя с агрессивными,
замкнутыми, уатичными, гиперактивными, тревожными.... детьми
Как вести себя с агрессивным ребёнком?
- Запрет, а тем более лишь усугубят проблему
- Санкция должна соответствовать поступку
- Не допускайте сами вспышек агрессии в присутствии ребёнка, не используйте агрессивные методы воспитания
- Чаще используйте прикосновение (тактильный контакт).
- Не переходите на личности, не оскорбляйте достоинства наберитесь терпения, не уступайте, говорите о своих чувствах
- Используйте удивление для реагирования агрессию попытайтесь ликвидировать агрессивные формы поведения среди близких, окружающих ребёнка
- Требуя чего-либо, учитывайте возможности ребёнка
- Пытайтесь гасить конфликт в зародыше, направляя интерес ребёнка в нужное русло
- Дайте понять ребёнку, что он любим
Как вести себя с конфликтным ребёнком?
- Старайтесь объективно оценивать ситуацию и не делайте поспешных выводов (не выносите приговор)
- Не обсуждайте проблемное поведение при ребёнке
- Объясняйте конструктивные способы разрешения споров
- Иногда не надо вмешиваться в ссору между детьми, а лучше понаблюдать за поведением сорящихся детей
- Не ссорьтесь с другими взрослыми в присутствии ребёнка
- Помните, что внимание необходимо каждому в равных долях
Как вести себя с тревожным ребёнком?
- Выясните причину тревожности
- Не используйте ярлыки, так как ребёнок не может быть плохим во всём
- Не проецируйте свои негативные эмоции, установки на ребёнка
- Не требуйте невозможного. Ваши способности отличаются от способностей ребёнка
- Не используйте ребёнка в качестве инструмента реализации собственных нереализованных возможностей, упущенных в прошлом
- Если необходимо, обратитесь с ребёнком к специалисту, но не акцентируйте постоянно внимание на имеющейся у ребёнка проблеме
- Будьте терпеливы и не опускайте руки. Благополучие в настоящем и будущем зависит от вас
Как вести себя с застенчивым ребёнком?
- Не давите на ребёнка собственным авторитетом
- Не упрекайте по мелочам, не используйте авторитарные методы воспитания
- Отмечайте успехи, пусть даже они и незначительны
- Подчёркивайте достоинства и не фокусируйте внимание на недостатках
- Говорите об ошибках позитивно. Не ошибается тот, кто ничего не делает
- Апеллируйте к мнению ребёнка, спрашивайте у него совета
- Старайтесь повысить уровень самооценки. Учите его уважать себя
- Формируйте его уверенность в себе. Акцентируйте внимание на его сильных сторонах, компенсируя этим его недостатки
- Наметьте совместный план действий с ребёнком и другими взрослыми близкими ребёнку
- Не отвергайте ребёнка и не разочаровывайтесь в нём, не критикуйте вслух, не создавайте ситуаций, где ребёнок мог стать объектом насмешек
Как вести себя с упрямым ребёнком?
- Задумайтесь, не упрямы ли вы сами и не делайте ребёнка жертвой собственных конфликтов
- Не объявляйте войну упрямству, а задумайтесь, что мучает ребёнка? Ищите источник стресса. Поймите ребёнка и проявите чуткость
- Переключите упрямство ребёнка на что-то захватывающее и интересное для него. Не требуйте невозможного и не пытайтесь унизить его чувство собственного достоинства. Не забудьте похвалить, если он выполнил ваше задание
Как вести себя с аутичным ребёнком?
- Старайтесь вызвать у ребёнка потребность эмоционального общения со всеми окружающими и научить испытывать радость от него
- Дозируйте общение с ребёнком, чтобы он не уставал, но не оставляйте его наедине с самим собой
- Внушайте ему уверенность в себе, научите его использовать свои способности по назначению
- Помогите ему освоить бытовые навыки и навыки самообслуживания
- Заинтересуйте ролевыми играми
- Учите замене монологов диалогами
- Ищите причины страхов и ликвидируйте их. Подбадривайте, когда ребёнок испытывает страх
- Не говорите в присутствии ребёнка о его поступках, которые вас раздражают
- В момент агрессии переключайте внимание ребёнка в позитивное русло
- Дозируйте всё новое в разумных пределах
- Стремитесь сделать свою совместную деятельность с ребёнком целенаправленной и своевременной, помогая ему приспособиться к действительности
Как вести себя с нервным ребёнком?
- Найдите причины нервности и пытайтесь сглаживать их
- Не ущемляйте достоинства и самолюбия ребёнка, не управляйте ребёнком, словно роботом, не требуйте невыполнимого и не разжигайте ревность к другим детям
- Воспитывайте наедине, не злоупотребляйте бесконечными «нельзя» и «можно»
- Создавайте ребёнку психологический комфорт и всё время помните, что вы – пример для подражания. Всегда будьте доброжелательны и тактичны
- Найдите со всеми взрослыми единый воспитательный подход к ребёнку
- Помните, что в учебной деятельности учащихся со слабой нервной системой нельзя ставить в ситуацию, требующую быстрого ответа. Им необходимо предоставлять достаточное время на его обдумывание и подготовку. Им по возможности необходимо предлагать давать ответы в письменной форме, давая время для проверки и исправления написанного. По возможности спрашивать в начале урока, в начале дня
- Чаще поощрять, в том числе, за старательность, даже если результат далёк от желаемого, а в случае неудачи оценивать с максимальной деликатностью, объясняя, что неудачи в жизни – явления достаточно частые и не повод для отчаяния
Как вести себя с гиперактивным ребёнком?
- Выясните причину гипердинамичности. Нередко она – следствие мозговой дисфункции
- Уменьшите расторможенность и отвлекаемость ребёнка. Продумайте вместе с ним режим дня и стремитесь следовать ему
- Главное лекарство – игра. Переведите неусидчивость ребёнка в целенаправленную деятельность (чтение, рисование)
- Находите ему разрядку в подвижных играх, спорте
- Лучшие друзья гиперактивного ребёнка – противоположные ему по темпераменту и складу характера
- Запаситесь терпением, поощряйте старания ребёнка, ограничьте шумные компании
- Учите сдерживать бурные эмоции и не выплёскивайте на ребёнка свои. Спрячьте поглубже раздражение и ярость
- Будьте последовательны в наказаниях и поощрениях. Не наказывайте словесно и телесно, лучше лишать свободы действий, создавать ситуации, где необходима вынужденная неподвижность
Если ребёнок «устраивает сцены»?
- Не создавайте сами опасных претендентов и ограничьте круг запретов
- Не утешайте ребёнка запретными вещами
- Умейте переключить внимание ребёнка
- То, что разрешили вчера, разрешите и сегодня
- Запреты всех взрослых должны быть одинаковы
- Гасите воинственность ребёнка своим спокойствием
- Требования должны быть эмоционально привлекательными
- Чаще говорите «можно»
Как вести себя с невнимательным ребёнком?
- Хвалите ребёнка в каждом случае, когда он этого заслужил, особенно за виды деятельности, требующие концентрации внимания
- Избегайте повторений слов «нет» и «нельзя»
- Говорите сдержанно, спокойно, мягко
- Давайте ребёнку только одно задание на определённый отрезок времени, чтобы он его мог завершить
- Для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию
Как вести себя с инертным ребёнком?
- Предлагать часто и быстро меняющиеся задания
- Требовать быстрого изменения неудачных формулировок или быстрого устного ответа на неожиданный вопрос
- Их нельзя спрашивать в начале урока
- От них нельзя требовать ответа по новому, только что усвоенному материалу и отвлекать от работы
- Для успешной деятельности инертного ребёнка, ему необходимо создавать спокойную обстановку.