Основные проблемы, возникающие в период адаптации к условиям обучения в средней школе
Для пятиклассника, приходящего в школу 1 сентября, все оказывается новым. И поэтому возникает необходимость в адаптации – привыкании к новым условиям обучения.
Успешность адаптации младшего подростка зависит не только от его интеллектуальной готовности, но и от того, насколько хорошо он умеет налаживать отношения и общаться с одноклассниками и педагогами, соблюдать школьные правила, ориентироваться в новых ситуациях. Среди трудностей школьной жизни детей можно выделить:
- возросший темп работы;
- возросший объем работы, как на уроке, так и дома и др.
В большинстве случаев пятиклассники отмечают следующие трудности:
- очень много разных учителей (их надо запомнить, привыкнуть к требованиям каждого;
- непривычное расписание уроков (новый режим);
- много новых кабинетов, которые неизвестно как расположены;
- нередко появляются новые дети в классе;
- новый классный руководитель.
В случае незавершенности процесса адаптации, неуспешной адаптации говорят о дезадаптации – реакции на неумение решать задачи, поставленные самой жизнью. Ее виды:
1. Интеллектуальная – нарушение интеллектуальной деятельности.
2. Поведенческая – несоответствие поведения ребенка правовым и моральным нормам (агрессивность, асоциальное поведение).
3. Коммуникативная – затруднения в общении со сверстниками и взрослыми.
4. Соматическая – отклонения в здоровье ребенка.
5. Эмоциональная – эмоциональные трудности, тревожность, переживания по поводу проблем в школе.
Таким образом, единая задача семьи и школы заключается в создании условий для успешного обучения выпускников начальной школы в среднем звене. Самое главное – помочь ребенку в ситуации адаптации к средней школе, обеспечить его дальнейшее поступательное развитие, его психологическое благополучие.
В случае трудностей адаптации о них могут свидетельствовать следующие признаки:
1. Снижение успеваемости.
2. Усталый, утомленный внешний вид ребенка.
3. Нежелание ребенка делиться своими впечатлениями о проведенном дне.
4. Стремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание на другие темы.
5. Нежелание выполнять домашние задания.
6. Негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников.
7. Жалобы на те или иные события, связанные со школой.
8. Беспокойный сон.
9. Трудности утреннего пробуждения, вялость.
10. Постоянные жалобы на плохое самочувствие.
11. Невнимателен и рассеян.
12. Неусидчив во время занятий, индивидуальной работы.
13. Испытывает страх перед уроками, учителями, ситуациями проверки знаний.
14. Часто меняет приятелей, ни с кем не дружит подолгу; часто бывает одинок.